Имя

E-mail

Сообщение

Код:

verification code

Единый информационный центр
тел.: (495) 544-73-43
E-Mail: info@ekopartner.ru

Есть вопросы?

онлайн консультант ответит на ваши вопросы


НОВОСТИ:

ЭКОПАРТНЕР

новости в сфере экологии

от 03.10.2008 г.

 

Деньги за мусор

 

Утилизация опасных отходов стала настоящей головной болью для ОАО «РЖД»

На Куйбышевской дороге состоялось сетевое совещание, посвящённое вопросам природоохранной деятельности ОАО «РЖД». Одной из ключевых тем стало обращение с отходами производства, на обезвреживание и утилизацию которых с каждым годом требуется всё больше усилий и финансовых средств.

Ежегодно по инвестиционному проекту «Обеспечение экологической безопасности 2008 – 2010 годов» на внедрение современных технологий, направленных на снижение объёмов образования и утилизацию отходов, а также сооружение площадок для временного хранения и обезвреживания загрязнённых нефтепродуктами грунтов ОАО «РЖД» затрачивает около 100 млн руб.

И это даёт ощутимые результаты – за последние пять лет при росте грузооборота в среднем почти на 7% в год объёмы ежегодно образующихся отходов сохраняются приблизительно на одном уровне.

По словам заместителя начальника Управления охраны труда, промышленной безопасности и экологического контроля ОАО «РЖД» Валерия Першина, в прошлом году в результате деятельности РЖД было образовано порядка 2,8 млн тонн отходов, из которых 68% относится к пятому классу практически не опасных. Собственными силами компании было обезврежено или использовано 850,5 тыс. тонн отходов и около 1593 тыс. тонн передано специализированным сторонним организациям. При этом экологические выплаты за допустимое размещение отходов составили 170 млн руб., или почти 75% от общего объёма нормативных платежей.

С ужесточением природоохранного законодательства и нехваткой в стране полигонов для приёма промышленных отходов уже в скором времени эти платежи значительно возрастут. Избежать этого железнодорожникам пока, к сожалению, не удастся. Несмотря на постоянно проводимую работу, в ОАО «РЖД» ещё слишком много проблем в этой сфере. К ним можно отнести отсутствие на железных дорогах и в стране достаточных мощностей для использования или обезвреживания отходов, увеличение тарифов на услуги специализированных организаций, занимающихся их приёмом и утилизацией, и другие.

Кроме того, как отметил начальник отдела охраны природы Северной дороги Александр Творин, в ОАО «РЖД» отсутствует механизм стимулирования подразделений компании за внедрение организационных и технических решений, которые ведут к снижению образования отходов, делают возможным их использование и способствуют сокращению расходов, связанных с утилизацией.

Одной из самых острых проблем для железнодорожных экологов остаётся утилизация и обезвреживание отходов, относящихся к третьему классу опасности. По большей части они представлены пропитанными антисептиками деревянными шпалами, остатками каменноугольных и сланцевых масел, нефтешламами, загрязнёнными нефтепродуктами грунтами. На них приходится 17% от общего объёма образующихся отходов, но хлопот они приносят предостаточно.

В прошлом году на территориях подразделений компании накопилось 350 тыс. тонн по большей части опасных отходов, в том числе 112 тыс. тонн осталось с 2006 года. Основная причина этого – отсутствие лицензий на обращение со столь специфическими «продуктами» у специализированных предприятий и полигонов для их захоронения в некоторых регионах. Между тем за рубежом наиболее рациональным способом избавления от отходов, в том числе и опасных, признана их передача сторонним организациям. Но в силу вышеназванных причин российским железнодорожникам нередко приходится «выкручиваться» самим.

На сети функционирует 14 собственных полигонов, которые в новых рыночных условиях работы компании становятся обузой для ОАО «РЖД». Слишком уж непросты для транспортной компании условия содержания и эксплуатации столь непрофильных объектов, что, конечном счёте, приводит к неоправданно высоким расходам по этой статье. Примером тому может послужить опыт Южно-Уральской магистрали, имеющей свой полигон для захоронения нефтеотходов площадью 4,3 га и вместимостью 100 тыс. тонн. Введённый в эксплуатацию более десяти лет назад, он остаётся заполненным всего лишь на 7%. Сложности, препятствующие его эффективной эксплуатации и получению экономической выгоды, возникают уже при транспортировке – мало специализированных вагонов. Но самое главное, по словам начальника отдела охраны природы Южно-Уральской дороги Татьяны Местечкиной, к содержанию полигона предъявляются слишком жёсткие требования – это организация специальных подъездов, ограждение, освещение, наличие спецтехники, связи, охраны и лабораторного контроля. Кроме того, минимальный штат, обеспечивающий работу объекта в круглосуточном режиме, должен составлять 13 человек. Содержать его в условиях оптимизации численности персонала и непроизводственных расходов – непозволительная роскошь.

Несмотря на то что два года назад во время аварийного разлива нефти на перегоне Богатое – Грачёвка полигон очень выручил Южно-Уральскую, в целом затраты на его создание себя не оправдали. Во время сетевого совещания был поднят вопрос оптимизации схем утилизации жидких нефтесодержащих отходов. Во всём мире это является одной из первостепенных государственных задач в области эколого-экономической безопасности, тогда как в России отсутствует реальная поддержка со стороны власти и налоговое бремя возложено практически на всех участников системы обращения с нефтеотходами.

В то же время, по мнению инспектора отдела охраны природы Октябрьской дороги Олега Афанасьева, грамотно построенная схема утилизации жидких нефтесодержащих отходов позволяет не только эффективно избавиться от опасных отходов производства, но и избежать затрат на их уничтожение. Предприятия смогли бы получать прибыль от продажи сторонним организациям продуктов переработки, экономить материальные ресурсы, а также повышать уровень самообеспечения производственных процессов за счёт использования вторичного сырья.

Сегодня ОАО «РЖД» делает ставку на внедрение новых технологий обезвреживания и утилизации отходов, и в первую очередь загрязнённых нефтепродуктами. Не так давно на Горьковской дороге в рамках программы «Обеспечение экологической безопасности» был внедрён технологический комплекс «КРОТ» по обезвреживанию нефтешламов и загрязнённых нефтегрунтов производительностью одна тонна в час. Технология предусматривает применение специального сорбента. После перемешивания с ним нефтемаслоотходы превращаются в гранулированное сухое порошкообразное вещество. По словам главного инженера Горьковской дороги Александра Рябкова, получаемый продукт относится уже к четвёртому классу опасности и может применяться в качестве добавки или составной части в производстве асфальтобетонных смесей, конструктивных элементов автодорог или дополнительных слоёв земляного полотна. Экономический эффект от внедрения комплекса составляет более 1 млн руб. в год.

По мнению участников совещания, основными тенденциями в сфере обращениями с отходами в ОАО «РЖД» должны стать внедрение малоотходных технологий, максимальная переработка отходов, обладающих ресурсным потенциалом, и управление ими. Помимо этого необходимо отходить от разработки собственных решений в данной области и более интенсивно вовлекать бизнес в процессы переработки отходов железнодорожного транспорта.

Во время сетевого совещания его участники обсудили не только проблемы обращения с отходами производства, но и ряд других актуальных вопросов. Среди них перспективные направления развития производственно-экологических лабораторий, совершенствование системы управления природоохранной деятельностью, взаимодействие в этой сфере с дочерними и зависимыми обществами и многие другие вопросы.

Как подчеркнул Валерий Першин, сетевая школа на Куйбышевской дороге стала важной площадкой для обмена опытом в различных областях природоохранной работы. Также форум высветил основные направления и методы работы с отходами в период структурных преобразований в ОАО «РЖД» и стал базой для принятия компанией эффективных природоохранных управленческих решений.