Имя

E-mail

Сообщение

Код:

verification code

Единый информационный центр
тел.: (495) 544-73-43
E-Mail: info@ekopartner.ru

Есть вопросы?

онлайн консультант ответит на ваши вопросы


НОВОСТИ:

ЭКОПАРТНЕР

новости в сфере экологии

от 16.05.2008 г.

 

Стержень экологической безопасности страны - налаженная система государственного экологического контроля

 

Парламентские слушания на тему "О совершенствовании законодательства в области обеспечения экологического контроля" прошли 15 мая в Государственной Думе.

Председатель комитета Госдумы по природным ресурсам, природопользованию и экологии, координатор партийного проекта "Российский лес" Наталья Комарова:

- Экологическая безопасность страны складывается из многих составляющих. Но ее стержень составляет четкая экологическая политика и налаженная система государственного экологического контроля и надзора.

Определенные шаги по формированию экологической политики уже сделаны. Приняты Экологическая доктрина и Федеральный закон "Об охране окружающей среды". Происходит процесс разграничения полномочий между федеральными и региональными органами в сфере экологии. В новой структуре Правительства Министерство природных ресурсов преобразовано в Министерство природных ресурсов и экологии. Именно этот орган в структуре исполнительной власти будет отвечать за выработку и реализацию государственной политики, а также нормативно-правовое регулирование вопросов, которые вынесены сегодня для обсуждения. Кроме того, в ведении Министерства сконцентрированы службы, осуществляющие экологический контроль и надзор в разных областях.

Задачи следующего этапа состоят в том, чтобы совершенствовать экологическое законодательство, устранить разночтения и создать реально работающие механизмы реализации экологической политики.

Важным решением в выстраивании системы экологического контроля стало принятие закона об обязательной государственной экологической экспертизе при строительстве, реконструкции и капитальном ремонте объектов на землях особо охраняемых природных территорий федерального значения. Данный закон приводит в соответствие Федеральный закон "Об экологической экспертизе" и Градостроительный кодекс Российской Федерации в части расширения перечня объектов государственной экологической экспертизы федерального и регионального уровней. Вводится принцип "одного окна" и устанавливаются все необходимые процедуры для прохождения экологической экспертизы.

Именно по этому закону будет осуществляться экспертиза проектной документации для строительства ряда олимпийских объектов в Сочи, часть из которых будут располагаться на территории Сочинского национального парка.

Экологическая экспертиза является эффективной и актуальной формой экологического контроля, но это лишь контроль на входе. Для обеспечения последовательного и системного контроля нужны технологические нормативы, задающие параметры этого контроля и позволяющие определить ответственность. Выработка системы экологического нормирования сделает процедуры оценки экологических рисков и нанесенного ущерба понятными и публичными и ускорит процесс "реабилитации" экологически неблагополучных территорий.

Очевидно, что в условиях рыночной экономики и экологическая политика должна реализовываться за счет реальных рыночных рычагов. Это платежи за негативное воздействие на окружающую среду, система экологического страхования рисков и ответственности по возмещению вреда окружающей среде и ряд других технологий.

В сочетании с методами экономического регулирования должны использоваться экологическая сертификация, экологический аудит, лимитирование и квотирование воздействия на окружающую среду, торговля сертифицированными единицами сэкономленной или восстановленной окружающей среды и предотвращенного экологического ущерба.

Перечисленные мной вопросы станут предметом исследований и решений Высшего экологического совета комитета.

Серьезным препятствием в осуществлении экологического контроля является недостаточно четкое разграничение объектов, а значит и полномочий в сфере экологического контроля федерального, регионального и местного уровней. Эти вопросы регулируются принятым в развитие федерального законодательства постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года № 777.

В результате ряда изменений в законодательстве сложилась ситуация, когда муниципальный экологический контроль, по сути, оказался в полулегальном положении. Он сохранился в перечне видов экологического контроля при отсутствии норм, регламентирующих его осуществление! На плечи муниципалитетов был переложен изначально неподъемный груз – отданы полномочия без обеспечения ресурсов для их реализации. Как результат – фактическое отсутствие экологического контроля на местах, захламление целых городов, антисанитарные условия проживания огромного количества людей.

Для устранения указанного несоответствия в первом чтении был поддержан законопроект № 339639-4 "О внесении изменения в Федеральный закон "Об охране окружающей среды", который исключает муниципальный экологический контроль из перечня видов экологического контроля.

Важно понимать, что поддержка данного законопроекта не означает ликвидацию экологического контроля на муниципальном уровне. Субъекты Российской Федерации, имея собственные или делегированные федерацией полномочия в этой сфере, могут в установленном порядке передать функции экологического контроля на муниципальный уровень, но уже не просто в виде обязанностей, а вместе с соответствующими финансовыми ресурсами. Именно такая система заложена сегодня в законодательстве. Справедливости ради следует отметить, что немногие субъекты Российской Федерации используют ее.

Кроме того, в случае необходимости проведения экологического контроля органы местного самоуправления сами могут обратиться к органам государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации с просьбой о наделении их полномочиями в этой области.

Основанием для такого решения является часть 6 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации".

При этом органы местного самоуправления могут проводить оценку воздействия на окружающую среду хозяйственной и иной деятельности, а также оценку состояния окружающей среды на соответствующей территории в рамках своих полномочий и в границах данной территории. Указанными полномочиями они наделены Федеральным законом от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (ст. 15, 16).

Резюмируя вышесказанное, можно выделить несколько направлений работы, которая ведется сегодня по законодательному обеспечению экологического контроля: это разграничение полномочий и устранение противоречий и пробелов в законодательстве, формирование системы экологического нормирования, выработка эффективных рыночных механизмов реализации экологической политики и ряд других инициатив.

В этой связи, нам важны экспертные оценки и практический опыт реализации действующих норм при организации и проведении экологического контроля в регионах. Стоит отметить, что сегодня действительно интересные инициативы реализуются в субъектах федерации. В Калининградской области создается служба по экологическому контролю, в Волгограде принята программа по контролю за экологической безопасностью, в Санкт-Петербурге разработан экологический баланс города и ряд других примеров.